6 игровых стадий 25.02.2019

6 игровых стадий


Как игра помогает ребёнку в развитии

Игры для детей – это не просто способ провести время, но и отражение их развития. Ученые выделяют 6 игровых стадий, каждая из которых имеет своё значение в развитии ребёнка.

Важно иметь в виду, что развитие ребёнка не всегда является хронологически линейным с чётким переходом от одной стадии к другой. Ребёнок может участвовать в играх разных стадий, возвращаясь к уже пройденным или совмещая одну стадию с другой.

 

Игра без занятости (0-12 месяцев)

Чаще всего этот тип игры наблюдается у младенцев. В это время ребёнок совершает ряд движений и жестов, которые кажутся случайными и не ведут к какой-либо цели. Эти движения – это попытка узнать больше о мире вокруг, о движении внутри этого мира. Эта начальная стадия игры, которая закладывает основу для последующего развития ребёнка.

 

Одиночная игра (0-2 года)

Это независимая игра, в которую вовлечен только сам ребёнок. Он активно взаимодействует с игрушками, но не стремиться к компании, так как социальные и физические навыки для этого еще недостаточно развиты. Игра в одиночку – это важный и естественный процесс в жизни ребёнка. И хотя по мере развития другие типы игры могут выходить на первое место, возможность играть самостоятельно важна на всех этапах развития ребёнка. Взрослые должны создавать условия, способствующие самостоятельной игре и не нарушать её ход.

Одиночная игра дает ребенку возможность обдумывать, исследовать и создавать что-то новое. Она стимулирует способность концентрировать внимание, придумывать новые идеи и контролировать свои эмоции, развивает абстрактное мышление, способности к языкам и креативность.

Для детей до двух лет этот вид игры является очень важным, так как именно в это время идёт активное познание мира вокруг и каждого нового объекта в нём. Если ребёнок в этом возрасте не хочет играть с другими, это не делает его асоциальным, это естественный и необходимый период развития. Часто одиночная игра может происходить с участием воображаемых друзей. Специалисты называют это переходным периодом от одиночной игры к игре с другими детьми.

 

Игра-наблюдение (1,5-2,5 года)

Ребёнок интересуется тем, как люди и предметы вокруг взаимодействуют, но ещё не присоединяется к игре вокруг него. Он наблюдает за другими детьми и их занятиями, иногда даже говорит с ними, но не включается в совместную игру.

Часто ребёнок выбирает определенную группу детей и наблюдает за ними, при этом он стремится находиться вблизи этой группы, чтобы иметь возможность слышать то, как дети общаются друг с другом. Ребёнок может задавать вопросы об игре и участниках, даже предлагать что-то, но при этом не проявлять желания активно участвовать в игре.

 

Параллельная игра (2,5-3 года)

Дети играют рядом, используя похожие игрушки, но это еще нельзя назвать игрой друг с другом. Ребёнок на этой стадии играет независимо, хотя часто копирует движения и фразы других детей. Эта стадия развития важна для освоения навыков самостоятельной и командной работы.

Дети в возрасте 2-3 лет часто играют рядом друг с другом. И хотя со стороны может показаться, что они не обращают внимания друг на друга, на самом деле они достаточно внимательно наблюдают за тем, как другой ребёнок взаимодействует с предметами. Так закладываются навыки групповой игры.

Ребёнку на этой стадии нравится находиться вместе со сверстниками и заниматься чем-то похожим. Они играют рядом, наблюдая и прислушиваясь друг к другу.

 

Ассоциативная игра (3-4 года)

Группу детей объединяют похожие цели. Они говорят и взаимодействуют друг с другом, но пока ещё не находятся в состоянии групповой игры. Они не определяют правила игры, часто хотят играть с похожими игрушками. На этой стадии дети даже могут меняться игрушками или играть ими по очереди, но при этом все еще играть не вместе, а по-отдельности.

Общение между детьми в основном происходит для обмена игровыми предметами. На этой стадии у некоторых детей можно четко заметить первые проявления лидерских навыков. Кроме того, закладывается основа дружбы и привязанностей. Ребёнок начинает активно показывать свои предпочтения.

 

Совместная игра (от 4-5 лет)

Дети играют в небольших группах, объединенных одной игровой целью. В каждой группе есть как минимум один лидер. Можно явно определить является ли ребенок частью группы или нет.

Роли в игре распределены между участниками. Все знают правила игры и конечный результат. Во время совместной игры дети могут соревноваться друг с другом. При этом некоторые могут стремиться к победе даже в ущерб правилам игры, но другие дети будут останавливать их и возвращать в систему правил.

Необходимо напоминать детям, что суть игры в ней самой, а не только в победе. Это поможет сгладить обиду в случае проигрыша. Кроме этого, череда побед и поражений помогает лучше понять чувства другой команды и развить эмпатию.

Общение в совместной игре активное, так как оно необходимо для создания общего игрового пространства. Дети учатся делиться, ждать своей очереди, знакомиться с понятием отсроченного удовольствия. Кроме этого, они договариваются между собой: какую игру выбрать, кто начинает, кто ведущий. Это достаточно сложный период, ведь ребенку придется научиться контролировать свои желания, находить компромиссы, уступать другим и доказывать свою точку зрения.

Совместная игра служит стимулом к развитию навыков необходимых во взрослой жизни. Это совсем не бесполезное времяпрепровождение, а способ примерить на себя разные роли и узнать больше о мире вокруг и о себе самом. Ведь как сказал Вильям Шекспир: «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актёры».

 


Возврат к списку