Как качество и количество слов, сказанных детям родителями, отражается на детском развитии 23.04.2019

Как качество и количество слов, сказанных детям родителями, отражается на детском развитии


В 1995 году детские психологи Харт и Рисли провели исследование, чтобы изучить, насколько звуковые стимуляции необходимы для языкового развития детей. Они обнаружили, что количество слов, обращенных к ребёнку, зависит от среды, в которой они растут. В среднем к 4-м годам в обычных семьях дети слышат где-то 45 миллионов слов. Конечно, это не 45 миллионов отдельных слов, сюда входят и многочисленные повторения. При этом, дети в семьях ниже среднего уровня слышат около 26 миллионов слов. А в бедных семьях это количество снижается до 13 миллионов слов. Безусловно это не обозначает, что детей в таких семьях любят меньше или недооценивают. Исследование Харта и Рисли ставило целью не показать отношение к детям у разных слоев населения, а узнать, как можно стимулировать формирования нейронных связей и развитие когнитивных способностей у детей.

 

Тридцать миллионов слов

В 2015 году профессор Дана Саскинд, взяв за основу исследования Харта и Рисли, опубликовала книгу «Тридцать миллионов слов». Главная идея – это показать важность разговора с ребёнком, то, как это влияет на детское развитие, а также помочь родителям увеличить количество произносимых ими слов. Дана Саскинд даёт три главных совета родителям, заинтересованным в развитии умственных способностей у своего ребёнка.

1. Включайтесь в процесс

Включайтесь в то, что интересно ребёнку. Наблюдайте за тем, чем увлекается ребёнок, чем он занят, и включайтесь в процесс. Комментируйте действия, которые совершает ребёнок или которые делаете вы вместе с ним. Если ребёнку не интересна книга с картинками, не заставляйте его смотреть на страницы, показывая предметы на рисунках. Посмотрите, чем хочет заняться ребёнок и отталкивайтесь от этого. Он хочет построить башню из кубиков? Отлично! Вы можете описать процесс, рассказать о кубиках, сколько у них сторон, из чего они сделаны, какого они цвета.

2. Говорите больше

Говорите с ребёнком. Говорите о том, что вы делаете или собираетесь сделать. Проговаривайте происходящее вокруг. При этом важно использовать разнообразные слова и полные предложения, чтобы у ребёнка была возможность познакомиться со всеми тонкостями языка. Записи речи или тем более включенный телевизор не помогут. Исследование показывает, что такой язык на данном этапе воспринимается плохо или не воспринимается вообще, так как отсутствует вовлечение и связь с происходящим.

3. Соблюдайте очередность

Диалог – это разговор двух людей. Вначале говорите вы, потом ребёнок. Воспринимайте ребёнка как партнера по диалогу с самого первого дня. Конечно, новорожденный неспособен ответить вам словами, но он реагирует на звук. «Привет, малыш!» - говорит мама и останавливается, ребёнок смотрит на неё и может даже погулить или улыбнуться. «Я тебя услышала, ты слушаешь меня! Доброе утро!» - говорит мама. Важно давать возможность ребёнку ответить на обращение или вопрос, даже если он ещё не говорит.

 

Словарный запас

Когда ребёнок только начинает говорить, родители отмечают каждое новое слово и считают их количество. Но даже если ребёнок не повторяет ещё слово за вами, если он его слышит и понимает, то оно уже входит в словарный запас. В среднем ребёнок к возрасту двух лет понимает около 300 слов. К трём годом это количество вырастет до 900, а к пяти – до 2500 слов. В шесть лет дети знают около 13 000 слов, а к семи годам они владеют уже 20 000. Это почти половина пассивного словаря обычного взрослого человека.

Для того, чтобы заложить основу формирования обширного словарного запаса, важно говорить не отдельные слова: «Машина!», «Самолёт!», «Цветок!», а строить полные предложения: «Какая быстрая машина сейчас проехали мимо нас!», «Самолёт летит, а за ним остаётся белый след на небе», «Какой красивый цветок, и пахнёт он очень сладко!».

 

Лишние разговоры

Все дети, способности которых оценивали во время исследования, могли выполнить простые команды: сядь, возьми это, положи на место и т.д. Это «обращения по делу», которые дети в разных семьях слышат практически в одинаковом объеме. Разница в 30 миллионов слов формируется за счет так называемых «лишних разговоров».

Сюда относятся звукоподражания, когда ребёнок кидает мячик, а мама проговаривает «бууум» в момент падения. Это также различные «нежности», когда родители и близкие любуются ребёнком: «Моя сладкая девочка!», «Кто тут самый хороший мальчик?» Или просто описания чего-то рядом: «Какое большой и старый дуб!»

Лишние разговоры – это всё то, без чего вроде бы можно обойтись. Однако, именно они оказывают огромное влияние на развитие ребёнка. К таким результатам пришли в своём исследовании Харт и Рисли. Устойчивое речевое взаимодействие между ребёнком и родителем или человеком, выполняющим роль родителя, Харт и Рисли называют «социальным танцем». С каждым оборотом «танец» становится насыщеннее, обороты набирают вербальную сложность. Именно это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

 

 

 


Возврат к списку