Почему не стоит учить буквам с пелёнок 11.02.2019

Почему не стоит учить буквам с пелёнок


Родители стремятся дать своим детям самое лучшее, но не все понимают, что иногда в гонке за совершенством можно нанести вред естественному ходу развития событий. Форсирование прогресса может привести к совершенно противоположным результатам.

Организм человека, как и всё живое, развивается поэтапно. Физиологические и умственные процессы идут один за другим – от простого к сложному. Желание ускорить процесс, минуя даже один из них, нарушает естественный алгоритм развития и может повлечь за собой серьёзные сбои в работе всего организма.

 

Естественные этапы развития

После года у ребёнка растёт потребность в изучении окружающего мира через действие. Ребенка интересует всё, что вокруг: животные, люди, растения, явления природы и т.д. Познание происходит через предметы и манипуляции с ними. Кроме того, идёт развитие разговорной речи. Ребёнок очень активно общается, учится идентифицировать звуки, из которых состоят слова. В этот период очень важно не упустить развитие мелкой моторики, которая оказывает большое влияние на формирование речи. Восприятие звуков и развитая мелкая моторика подготавливает ребёнка к овладению чтением и письмом.

Интерес к письму обычно проявляется около 4 лет. У некоторых детей этот процесс может начаться чуть раньше, у других на несколько месяцев позже. В это время дети много рисуют и даже «подписывают» свои работы. Сначала это больше похоже на иероглифы неизвестного нам языка, но со временем ребёнок стремится узнать и написать нужные ему буквы.

В районе 5 лет мозг ребёнка становится активно занят анализом и обобщением знаковой информации, в том числе и букв. Он стремится перевести её в образы – звуки и слова. Ребёнок  хочет, как родители, уметь распознавать текст и понимать, что написано в книжке. Таким образом, формируется естественная потребность в знании алфавита и умении работать с ним.

 

Опасность раннего обучения

Если мы нарушим заложенный алгоритм и начнём учить детей чтению с пелёнок, когда малыш ещё к этому совсем не готов, то можем получить ряд негативных последствий.

 

Сбои нервной системы

Большинство детей не готовы воспринимать знаковую систему (буквы) до 3-5 лет. Их мозг быстро перегружается. Это наносит огромный вред нервной системе, что может привести к заиканию, нервному тику и другим нарушениям её работы.

 

Разрыв связи с социумом

Слишком раннее обучение буквам не только нагружает мозг лишней информацией, но и отвлекает его от более важных дел: освоения элементарных навыков и изучения окружающего мира. Это может привести к асоциальному поведению ребёнка, психо-физиологическим зажимам и даже неврозу.

 

Недостаточное развитие левого полушария

Правое полушарие мозга отвечает за образное мышление. Именно оно является доминирующим, когда развитие идёт естественным образом. Обучая ребёнка буквам в раннем возрасте, родители способствуют развитию левого полушария, ответственного за изучение знаков и символов. Однако, это означает, что правая часть мозга остается ограничена в развитии. Речь идёт о творческой и эмоциональной стороне личности ребёнка. Сюда относится и музыкальный слух, чувство ритма, художественные способности, а также внутренние переживания.

Последствия недостаточного развития правого полушария – это невнимательность, агрессивность, повышенная раздражительность и даже сенсорно-моторная инвалидность (малоподвижность, неуклюжесть).

 

Проблемы с письмом

Если ребёнка учат читать, когда он ещё плохо говорит или неправильно произносит звуки, не определяет их на слух, это может привести к нарушениям чтения – дислексии, а далее и к нарушениям письма – дисграфии. 

 

Выгорание

Ввиду психологического дискомфорта, полученного от ранних занятий, в будущем ребёнок может просто отказаться от чтения. Для него процесс чтения будет равен негативным эмоциям, раздражительности, бесполезности и даже страху.

 

Тренировка памяти вместо чтения

При раннем обучении ребёнок часто автоматически запоминает слово визуально. То есть, по факту, он не читает его, а запоминает как картинку. Если слово немного изменить, он уже не сможет его прочитать. То есть обучение чтению превращается в необходимость запомнить сотни разных картинок, а не расшифровки букв. И даже если проработать навыки чтения, ввиду ограниченного развития правого полушария, ребёнку сложно будет перевести буквы в слова и образы, то есть он не сможет понимать смысл прочитанного.

 

Когда стоит браться за буквы

Нейропсихологи рекомендуют начинать обучение чтению с 6 лет. Детские психологи предлагают начинать с 5, чтобы успеть подготовить ребёнка к школе. Авторы развивающих методик Сесиль Лупан, Мария Монтессори, Николай Зайцев, Тамара Ломбина, Алексей Кушнир называют наиболее удачным возрастом для начала обучения чтению – 4 года.

На самом же деле, ответ на этот вопрос знают только сами родители. Каждый ребёнок уникален и развивается в своём ритме. Существует ряд признаков, которые помогут определить, готов ли ваш ребёнок к изучению алфавита.

 

Признаки готовности  

  •          правильно произносит звуки
  •          идентифицирует различные звуки в речи
  •          знает названия окружающих предметов
  •          проявляет интерес к тексту в книге, а не только к картинкам
  •          сам берёт книгу и пытается её читать

Когда у ребёнка есть интерес и реальная потребность в знаниях, он способен овладеть ими быстрее и лучше, чем когда эту потребность ему навязывают. Знание букв в раннем возрасте не связано с гениальностью или успехом во взрослой жизни. Алфавит – это всего лишь средство для достижения цели, а не сама цель.

 

 

 

                                                                                  


Возврат к списку