Самостоятельный поиск знаний у детей 04.03.2019

Самостоятельный поиск знаний у детей


Навыки самостоятельного поиска знаний чрезвычайно важны в развитии каждого ребёнка. Они закладывают основу, благодаря которой ребёнок развивается как в детские годы, так и во взрослой жизни. Человек, который не довольствуется своими знаниями и умениями, а всегда ищет способы улучшить их, двигается вперёд и может достигнуть большего.

Чем раньше дети овладевают этими навыками, тем более уверенными и мотивированными они становятся. При этом, развитие навыков самообучения не значит, что родители не будут помогать или поддерживать детей в учебном процессе. Помогать нужно, но в какие-то моменты лучше сделать шаг назад и дать возможность детям разобраться самим, попробовать решить проблему своими силами.


Подходящим возрастом для формирования первичных навыков самостоятельного поиска знания считают возраст от трех до пяти лет. Это время естественного любопытства, когда ребёнок пытается понять окружающий его мир, предметы, явления и людей в нём. Когда родители замечают попытки проявления самостоятельности, важно дать возможность ребёнку сделать что-то самому. Это касается и умственной активности. Если у вашего ребенка есть своя теория, стоит его внимательно выслушать, даже если его рассуждения далеки от научной правды.

 

Отмечайте старания

Дети, которых хвалят за приложенные усилия, работают над следующей задачей усерднее. Отсутствие похвалы демотивирует и может стать причиной отказа участвовать в решении следующей задачи. Вместо ответа на вызов ребёнок занимает пассивную позицию наблюдателя. И хотя наблюдать за действиями других может быть тоже полезно, если, например, анализировать их действия, но проявить инициативу такому человеку в дальнейшем будет сложно.

 

Развивайте интересы

Возможностей использовать интересы ребёнка для обучения чему-то новому всегда много. Стоит обратить внимание на то, чем занимается ребёнок, что он или она любит делать. Например, если им нравится строить что-то, приобретите хороший конструктор. Современные наборы очень разнообразны. Некоторые даже включают в себя командные блоки, с помощью которых дети могут познакомиться с электроникой и программированием.

 

Создавайте возможности

Создание благоприятной среды для свободного обучения детей крайне важно. Подумайте, какие из игрушек или вещей могут быть интересны ребёнку, и оставьте их в пределах зоны видимости. Машинки, мячик, цветные карандаши, книжки. Ребёнок сам выберет, что ему интереснее. Ваша задача – познакомить его с множеством вариантов.

 

Поощряйте свободную игру

Дети учатся играя. Эта фраза относится не только к игровым занятиям, но и к неструктурированной, свободной игре. На занятиях всегда есть определенная, известная взрослому цель, к которой направляют ребёнка, даже если это проходит в форме игры. В свободной игре цели может не быть вообще, поэтому часто родители считают её бесполезной тратой времени. Однако, детские психологи доказали важность свободной игры. Она отвечает за развитие воображения, креативности и самостоятельности.

 

Поверьте в ребёнка

Дети в состоянии делать многие вещи сами. Часто это занимает у них больше времени и тогда на помощь приходит мама или папа. В такие моменты родителям стоит быть особенно терпеливыми. Помощь, о которой ребёнок не просит, может даже навредить, а вот ваша уверенность в том, что он справится, даст дополнительный заряд мотивации. Нам всем важно, чтобы в нас кто-то верил.

 

Поддерживайте

Делите с ребёнком радость победы и досаду от ещё одной неудачной попытки. Не предлагайте ему готовые решения, чтобы его обрадовать. Такая радость будет неполной, да и цель не будет достигнута. Стоит послушать известную притчу: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда».

 

 


Возврат к списку